Личность предпринимателя

Определения

Пути вовлечения в предпринимательство

Мотивы вовлечения в предпринимательство

Барьеры вовлечения в предпринимательство

Социально-демографическая статистика

Предпринимательское поведение

Личностные характеристики успешных предпринимателей

Определения

Статья 2 ГК РФ:

…предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг

Предприниматель  — это человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, то есть берущий на себя риск и ответственность за организацию и управление коммерческой деятельностью.

Отличия ПП от других типов управленцев: менеджеров и чиновников

ПП посвящает себя тому, чтобы сделать свой бизнес успешным, и он готов рисковать различными ресурсами (финансы, время и пр.) ради достижения цели. В конечном итоге, ПП  приводит в равновесие риски предприятия и потенциальную прибыль. Финансовая выгода самого ПП, складывается из:

•прибыли за предпринимательские идеи и предложения (как и у менеджеров, но в отличие от чиновников);

•платы за эффективное управление и руководство (как и у менеджеров и чиновников);

•компенсации за риск во время своей деятельности (в отличие от чиновников и менеджеров).

Ключевое отличие от других управленцев РИСК.

Пути вовлечения в предпринимательство

Пути попадания человека в предпринимательство могут быть разными, условно их можно разделить на 3 типа:

А) Реализация имеющихся ресурсов. Есть в наличии ресурсы (финансы, связи, знания и опыт и т.п.), под них ищется идея извлечения прибыли.

Пример — консалтинг, покупка франшиз и пр.

Б) Реализация  идеи.  Есть идея, под нее ищутся ресурсы.

Пример – большинство стартапов.

В) Вынужденное предпринимательство. Необходимость заработка.

Пример — челноки 90е годы. Бизнес с друзьями.

Мотивы вовлечения в предпринимательство

Основные мотивы вовлечения в предпринимательство:

•Доход. Стремление стать богатым, либо стремление заработка.

•Самореализация. Реализация потенциала личности, осуществление своего человеческого назначения, призвания.

•Результативность. Стремление к постановке и достижению целей.

•Социальный статус. Стремление к занятию определенного положения в обществе.

•Независимость. Стремление к самостоятельности и независимости от решений других людей.

Барьеры вовлечения в предпринимательство

Основные барьеры вовлечения в предпринимательство

•Барьер личной инициативы: -сопротивление изменениям;     — неспособность к саморазвитию.

Барьер ложной установки: -негативные социальные установки;     — противоречивость сознания.

•Барьер автономности: -незащищенность личности;       — зависимость в принятии решений.

•Барьер достижения: -слабое стремление к успеху;     — субъективные трудности в реализации решений.

•Барьер риска: -Непринятие ответственности за риск;      — неумение оценивать степень риска.

•Барьер коммуникации: -трудности общения (навыки);          — барьеры доверия.

•Барьер восприимчивости к новому:         — неприятие новых идей и информации.

Социально-демографическая статистика

Возрастная структура предпринимателей достаточно неоднородна как по стадиям предпринимательства, так и по регионам России.

Средний возраст российского предпринимателя составляет 37 лет. Для нарождающихся и новых предпринимателей средний возраст на 3 г. ниже, чем в целом для всех предпринимателей и равен 34 года, для устоявшихся предпринимателей средний возраст – 42 года. Более существенны различия типичного возраста. Типичный возраст российского предпринимателя – 31 год, при этом типичный возраст стартапов составляет 24 г., новых – 30 лет. Только для предпринимателей на стадии устоявшегося бизнеса и средний и модальный возраст составляет 42 года. Среди стартапов доминируют предприниматели в возрасте от 18 до 24 лет, доминантную группу новых предпринимателей составляют предприниматели в возрасте от 25 до 44 лет, а устоявшихся – в возрасте от 45 до 64 лет.

В России гендерная структура предпринимательства демонстрирует большую вовлеченность мужчин, чем женщин во всех предпринимательских группах. Соотношение мужчин и женщин среди предпринимателей составляет 63,5% и 36,5%. Среди предпринимателей, начинающих бизнес, доля мужчин составляет 64% по сравнению с долей женщин – 36%. Соотношение мужчин и женщин среди владельцев нового бизнеса – 60% мужчин и 40% женщин, а среди устоявшихся предпринимателей – 65% мужчин и 35% женщин.

По уровню образования выделяют 7 групп предпринимателей (таб.2) —

Доминантную группу представляют предприниматели со средним специальным и высшим образованием, на их долю приходится более 70% от всех участвующих в опросе предпринимателей.

Гендерный признак не оказывает заметного влияния на уровень образования предпринимателей: и у мужчин, и у женщин доминируют предприниматели со средним специальным и высшим образованием на всех стадиях развития бизнеса. Отличие лишь в том, что приоритетная группа для мужчин – это предприниматели с высшим образованием, а для женщин – со средним специальным образованием.

Предпринимательское поведение

Предпринимательское поведение — это модель поведения человека, демонстрация и развитие которой с максимальной вероятностью позволяют реализовать потенциал в бизнесе.

Предпринимательское поведение полезно в решении не только предпринимательских задач, предприимчивые люди часто  добиваются больших результатов в политике, спорте, науке, и т.п.

Что значит  предприимчивый человек?

•Поиск новых решений и проактивность

•Упорство

•Высокие стандарты

•Разумный риск

•Формирование целей и задач

•Осведомленность

•Пошаговый план и оценка

•Личная харизма и выстраивание коммуникаций

Личностные характеристики успешных предпринимателей

Какими личными качествами должен обладать человек, чтобы стать предпринимателем и добиваться успеха?

Однозначно, что этот вопрос ответить нельзя. Нет среднего портрета успешного предпринимателя, но есть черты которые встречаются в различных наборах у большинства из них.

Самая важная особенность личности предпринимателя – это готовность рисковать временем и собственными средствами, а успешных предпринимателей еще и верно оценивать эти риски (хотя иногда  бывает достаточно и везения).

Люди, занимающееся предпринимательством, рискуют. Многие вкладывают все свои сбережения, а также сбережения своих друзей, родственников, банков и других инвесторов. Они также инвестируют время, так как тратят много лет, управляя предприятием вместо того, чтобы делать карьеру в какой-либо другой организации. Они не могут продвигаться по корпоративной лестнице, потому что они не работают для корпорации. Если успех приходит, вознаграждение может быть большим, но если бизнес не удастся, то потери также будут большими.


Статистика, как России, так и других стран показывает, что до 90% предприятий не достигает успеха вообще.

Деловые качества предпринимателя

• Практичность/ расчетливость (грамотное использование ресурсов)

• Делегирование полномочий

Компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство.
Акио Морита, основатель корпорации Sony

• Трудолюбие/готовность к труду

Если вы хотите быть предпринимателем, то знайте, что это не работа, это образ жизни. Оно определяет вас. Забудьте об отпуске, о возвращении домой в 6 часов вечера.
Николас Зеннстрём, основатель Skype

• Организованность и умение следовать поставленной цели

• Дальновидность

Моральные качества предпринимателя

•Честность и ответственность

•Самообладание/стрессоустойчивость

•Коммуникабельность

Личностные качества предпринимателя

•Обучаемость и тяга к знаниям

•Креативность

•Решительность

•Настойчивость и вера в себя

Рано или поздно большинство людей сталкивается с вопросом а не заняться ли мне своим бизнесом.  Когда кто-то долго думает и всех спрашивает, а не заняться ли ему бизнесом, как правило, правильный ответ «нет». Почему?

Если же человек при этом проводит какую-то подготовку (анализ рынков, накопление ресурсов и прочее) то шанс уже есть.

Чтобы решить стать или не стать нужно ответить для себя на  несколько вопросов.

1.Зачем мне нужен бизнес, какова моя цель?

2.Какие ресурсы у меня есть? (да, время тоже подходит)

3.Готов ли я к тому, что бизнес не удастся?  что произойдет в этом случае?

4.Готов ли я к ненормированному рабочему дню (а скорее к рабочим суткам)