Подводные камни борьбы за эффективность маркетинга
Что мешает танцору маркетологу
Существует масса причин и факторов, мешающих многим маркетологам и руководителям совершить маркетинговое чудо, многие из них общеизвестны и есть куча книг, курсов, мастер-классов направленных на извлечение прибыли из рассказов о том как их решать, вот основные из них:
— маркетинговый бюджет (недостаточность, несвоевременность и пр.)
— маркетинговые компетенции (недостаточность, несоответствие, избыточность и пр.)
— маркетинговая неосведомленность (о потребителях, конкурентах, продукте и пр.)
— непрогнозируемые изменения рынка
— отсутствие готовых, на данный момент, технологий для решения проблемы
Обратная сторона медали
Но есть и внутренние факторы, способные существенно существенно снижать эффективность маркетинга компании даже при успешном разрешении описанных выше проблем. На данный момент отсутствуют какие-то алгоритмы и технологии надежно решающие эти проблемы. Но поскольку понимание проблемы является половиной решения, попробуем разобраться с этой половиной J.
Условно их можно разделить на несколько направлений:
- Проблемы взаимодействия (способы согласования, подверженность личному восприятию и пр.)
- Проблемы целеполагания (понимание кто, что и зачем делает, подверженность моде)
- Проблемы внутренней производительности (несоответствие фактической и воспринимаемой)
- Проблемы способов принятия решений (глубина проработки/скорость)
Взаимодействие
Эта тема достаточно известная и существуют типичные стандартные внутренние конфликты типа «продажи-маркетинг», «маркетинг-финансы», так или иначе влияющие на эффективность маркетинга (иногда и положительно). Наиболее малоизучен конфликт «руководитель-маркетолог» и малоизучен он потому, что над ним никого нет (в других конфликтах в критическом случае может вмешаться руководитель и погасить его) и чаще всего конфликт вообще не признается, а переводиться в плоскость компетенций. Т.е. участники просто считают противоположную сторону некомпетентной, какое-то время взаимодействуют с низкой эффективностью, а потом одна из сторон или увольняется или увольняет другую и все начинается сначала. Наиболее типичные причины конфликтов:
Со стороны руководителя:
- Отношение к маркетинговым решениям с точки зрения своего восприятия при том что представителем ЦА он не является («мне эта реклама не нравится, значит ставить мы её не будем»).
- Недостаточное понимание ресурсоемкости тех или иных задач («а давайте быстренько сделаем интернет магазин аналог яндекс-маркета за недорого, это же просто»)
- Подверженность внешнему влиянию («а мои друзья, родственники, «в книге написано» говорят надо эту проблему надо решать так, значит будем делать так»)
- Недостаточная вовлеченность, приводящая к рассогласованности («ну вы там работаете, ну и хорошо, вы же специалисты, не надо меня от важных дел отвлекать»)
- Завышенная самооценка в области маркетинга («я прочитал много книг, я знаю как надо»)
Со стороны маркетолога:
- Недостаточная информированность о каких-то не маркетинговых факторах (финансы, политика, личные договоренности руководства и т.п) влияющих на решение («я придумал такое гениальное решение, а бестолковый директор от него почему то отказался»)
- Желание перетянуть одеяло на себя («зачем тратить деньги на уборку территории, лучше бы увеличили маркетинговый бюджет»)
- Соглашательство — согласие взяться за задачу, заведомо понимая её невыполнимости в заданные сроки/ресурсы/в принципе («да конечно мы опросим всех покупателей торгового цетнтра в течении месяца по 10 страничной анкете раз руководитель попросил»)
- Не требование необходимых для решения задачи ресурсов («ну а как-бы мы вообще могли это сделать если у нас на это никогда и денег в бюджете не было»)
Это можно продолжать, но тут важнее не знать полный перечень возможных проблем, так как он у каждого свой, а понимать, что как бы внешне все красиво не выглядело, очень часто есть что-то во взаимодействии руководитель-маркетолог, снижающее эффективность маркетинга, и важно, чтобы это понимали оба. Причем причины тут могут быть как в личностных особенностях участников, так и в структурных и организационных особенностях компании. При этом, как правило, для решения таких проблем необходим внешний эксперт.
Проблемы целеполагания
У 90% компаний отсутствуют четко сформулированные долгосрочные цели, у 50% отсутствуют и среднесрочные. Это в большой степени снижает эффективность маркетинга (да и вообще компании). Как правило, при отсутствии долгосрочной цели, маркетинг либо решает текущие или, в лучшем случае, прогнозируемые приближающиеся проблемы, либо испытывает на себе все современные тенденции маркетинговой моды, в поисках чуда. Т.е. образно говоря, не гребет на лодке в известную целевую точку, а либо вычерпывает воду из лодки и занимается профилактикой течей, либо испытывает разные типы весел, изучая тенденции новых технологий изготовления весел, чтобы выбрать самые лучшие, даже не понимая лучшие для чего: для скорости, для производительности, для имиджа и пр.
Пример.
Вариант 1. Мы планируем за следующие 5 лет освоить 10 новых регионов, поэтому сейчас нам надо разработать стандартную программу маркетинговой поддержки открытия новых филиалов, которую в последствии будем допиливать к каждому конкретному случаю.
Вариант 2. Скоро открываем очередной филиал, надо срочно придумать маркетинговую поддержку, то что придумывали раньше для прошлого филиала, не подходит.
Пример.
Вариант 1. У наших конкурентов в инстаграм аккаунте 20000 подписчиков, а у на 500, давайте выделим бюджет на его продвижение.
Вариант 2. В наши цели не входит развитие В2С сегмента, поэтому продвигать инстаграм смысла нет.
Проблемы внутренней производительности
Часто задачи маркетинга и его возможности никак не согласуются друг с другом, причем к снижению эффективности маркетинга ведет как недостаточность, так и избыточность.
Недостаточность ресурсов (трудовые, компетенционные, технические) прямо ведет либо к увеличению сроков исполнения задач, либо к снижению качества их исполнения, либо вообще отказу от каких-то решений из-за отсутствия свободных ресурсов.
Избыточность ресурсов может приводить к производству действий, результаты которых никому не нужны, но ресурсы на их выполнение при этом тратятся.
Чаще всего, проблемы возникают при неверной оценке доступных ресурсов.
Проблемы способов принятия решений (глубина проработки/скорость)
Эту проблему следует рассматривать в двух плоскостях: ресурсоемкости и времени. Любое решение перед принятием как-то прорабатывается. Одна крайность — минимальная проработка т.е. принятие решения на основе интуиции. Другая крайность – максимальная проработка, когда анализируется все что можно (нужное и не нужное) до самой глубины. Каждый топ-менеджер имеет свои склонности, кто-то решает все быстро на минимуме информации, а кто-то может анализировать вечно, проблема как раз в том, что разные задачи требуют разного подхода.
Хорошо проработанные но затянутые решения могут быть либо не своевременными из-за потерянного времени, либо не эффективными если затраты на анализ превысят результат полученный от решения.
Быстро принятые, но плохо проработанные решения могут не учитывать каких-то обстоятельств, не лежащих на поверхности, но существенно влияющих на конечный результат.
Т.е. есть решения которые нужно принимать срочно (пока сезон, пока конкурент активен и т.п.) и их нельзя очень долго и скрупулезно анализировать, а есть решения которые, образно говоря, «судьбоносны» и при их принятии экономить время не очень полезно.