Стратегии развития

Основные понятия

Причины разработки и внедрения стратегий развития

Элементы стратегии бизнеса

Разработка стратегии

Эталонные (базисные) стратегии развития

Основные понятия

Развитие бизнеса –   процесс развития навыков, привлечения новых клиентов и бизнес-возможностей для стимулирования роста и прибыльности.

Развитие бизнеса — это в первую очередь работа над его конкурентоспособностью

Стратегия развития бизнеса – комплекс долгосрочных действий, направленных на реализацию заранее оговоренных планов развития.

Основа стратегии – цель. BHAG — Big Hairy Audacious Goal, большая волосатая амбициозная цель (БИХАГ).

Стратегический менеджмент – деятельность направленная на достижение поставленных стратегией целей. Стратегические менеджмент направлен на улучшение конкурентоспособности, увеличение эффективности деятельности компании в будущем.

Управление развитием может включать в себя различные стратегии: маркетинговая — направленная на работу с рынками и продуктом, управленческая – направленная на совершенствование структуры и  кадровая – направленная на развитие персонала.

Причины разработки и внедрения стратегий развития

•Формальные причины (привлечение инвестиций, привлечение партнеров, имидж и пр.).

•Изменения на рынках (падение спроса, приход конкурентов, высвобождение ниш и т.д.).

•Отсутствие понимания что делать дальше (поиск новых решений).

•Появление свободных ресурсов (решение о наиболее эффективном использовании ресурсов).

•Согласованность между владельцами (закрепление общих целей).

•Передача управления наемному менеджменту (упрощение процессов связанных с делегированием полномочий).

Элементы стратегии бизнеса

Разработка и реализации стратегии определяется воздействием  и работой с отдельными составляющими бизнеса.

Миссия — это сформулированная цель компании. Обычно миссия отражает не финансовые цели компании, а что-то более возвышенное: какой след она хочет оставить, какую глобальную пользу принести своим клиентам и сотрудникам.

Организационная структура — способ делегирования полномочий и ответственности. Деление компании на подразделения часто является индикатором качественного развития управленческой структуры.

Конкурентные преимущества — набор отличий, за счёт которых компания осуществляет борьбу за рынки сбыта, доступ к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам. Получение конкурентных преимуществ является одним из главных методов достижения целей развития.

Продукт — товары и услуга, реализация которых является основной текущей деятельностью бизнеса. Большинство элементов стратегии, в конечном счёте, направлены на работу с продуктом.

Рынки сбыта — это экономическое пространство, место сбыта продукта компании. Рынки могут рассматриваться в разных разрезах: географическом, продуктовом, потребительском.

Ресурсный потенциал — набор материальных и нематериальных ресурсов, с помощью которых компания производит конечный продукт. Оценка ресурсов необходима, чтобы была правильно реализована стратегия финансирования в бизнес плане.  

Слияния и поглощения — готовность компании ликвидации неэффективных структурных подразделений, а также к приобретению предприятий с целью развития рынков сбыта и увеличения ассортимента продукции, характеризует стремление бизнеса к скорейшему совершенствованию в ходе осуществления стратегического управления.  

Тактика развития — набор конкретных действий, направленных на рост компании. Любая тактика является частью общей стратегии развития бизнеса.  

Корпоративная культура —модель взаимодействия между сотрудниками компании. Направленная не столько создание комфортной среды, а ориентированная на результат система ценностей, присущих персоналу компании.

Разработка стратегии

Аналитический этап.

Оценка текущего состояния, возможностей, имеющихся ресурсов и перспектив.

Анализ внешней среды — изучение рынков: спроса, предложения, конкурентного поля;

•Продукт

•Потребитель

•Конкуренты

•Тенденции

•Тренды

Анализ внутренней среды компании — изучение возможностей компании, корпоративной культуры, доступа к ресурсам;

•Компания

•Опыт

•Управленческая структура

•Персонал

•Ресурсы

Постановка цели.

Поиск точек роста — направлений в работе, которые дадут максимальный эффект

Разработка или корректировка миссии

Разработка общей долгосрочной цели (БИХАГ)

Выбор основной стратегии.

На основе данных о рынках и  его тенденциях, имеющихся ресурсах и возможностях, а также основной стратегической цели, выбирается, разрабатывается  и описывается стратегия развития компании.

•стратегии концентрированного роста;

•стратегии интегрированного роста;

•стратегии диверсифицированного роста;

•стратегии сокращения;

Процесс реализации стратегии заключается, как правило, в трансформации одного из её элементов:

•продукции;

•рынка;

•отрасли;

•позиции бизнеса относительно технологий и отрасли.

Разработка тактики реализации стратегии.

•Разбивка цели на задачи

•Выбор инструментов

•Выбор порядка и времени использования инструментов

•Выбор ответственных за выполнение задач

•Разработка плана мероприятий

Реализация плана мероприятий.

Контроль.

•Контроль исполнения

•Контроль соответствия результатов

•Контроль текущих показателей

Эталонные стратегии развития

Концентрированный рост

Стратегии концентрированного роста нацелены на осуществление  изменений продукции, которую выпускает компания или всего рынка целиком.

Стратегии концентрированного роста делятся на следующие типы:

Стратегия усиления рыночных позиций — максимальное усиление позиций конкретного продукта на рынке. Характеризуется большим вниманием к маркетингу и исследованиям потребительского спроса. Допускается горизонтальная интеграция.

Стратегия развития рынка товаров и услуг — стратегия, основанная на поиске или созданию нового рынка для продукции, которая уже производится компанией.

Стратегия создание и развитие продукта — решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном ею рынке. Эта стратегия тесно сопряжена с получением новой интеллектуальной собственности — патентов, методов производства, и доступом к финансовым ресурсам, за счёт которых и происходит расширение производственных мощностей с повышенной конкурентоспособностью.

Интегрированный рост

Группа эталонных стратегий, которая подразумевает развитие бизнеса за счёт увеличения структуры компании, называется стратегиями интегрированного роста. Для них характерно создание новых производств и подразделений в рамках существующих бизнес-процессов.

Существует следующие типы стратегий развития бизнеса интегрированного развития:

Стратегия обратной вертикальной интеграции — рост компании за счёт уменьшения производственных издержек благодаря поглощению поставщиков сырья, материалов, комплектующих, интеллектуальной собственности, созданию собственных компаний— поставщиков, целью которых является замыкание производственного цикла на материнской компании, концентрация финансовых потоков в одних руках.

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции —усиление контроля производителем над компаниями, осуществляющими дистрибуцию, распределение продукции среди потребителей. Контроль над посредниками обеспечивает повышение уровня промышленного маркетинга и лучшую координацию продаж в рамках синергетических процессов, вызванных слиянием производителя и продавца.

Горизонтальная интеграция — контроль над конкурентами

Диверсифицированный рост

В случае если рыночная ниша исчерпала свой потенциал или близка к этому состоянию, применяют стратегии диверсифицированного роста. Эта стратегия подразумевает расширение базового ассортимента продукции.

Основные виды стратегий, основанных на диверсификации:

Стратегия центрированной диверсификации — основана на процессе поиска возможностей производства новых товаров и услуг, которое будет основано на уже существующих технологиях и производственных цепочках.

Стратегия горизонтальной диверсификации — предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. 

Стратегия конгломеративной диверсификации —  состоит в том, что предприятие расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми и реализуемых на новых рынках.

Сокращение

Потребность в сокращении может быть вызвана экономическим кризисом, некими кардинальными изменениями в экономике, необратимыми изменениями в структуре спроса и предложения. такие стратегии могут быть полезными при обновлении бизнеса, для внедрения новых подходов, отказа от устаревших технологических циклов.

Четыре основных вида стратегий сокращения:

Стратегия сокращения расходов — основана на поиске возможностей сокращения затрат и производственных издержек. Применяется при нежелании закрытия перспективных в будущем производств, при сложной общей экономической ситуации, которая носит временный характер.

Стратегия сокращения —закрытие одного или нескольких наименее перспективных направлений, подразделений или бизнесов. Применяется для принципиального изменения формы бизнеса, его географических или концептуальных границ.

Стратегия «сбора урожая» — представляет собой полное исключение инвестиций в развитие, но максимально возможное извлечение прибыли. Применяется в ситуации, когда бизнес становится бесперспективным и не может быть продан, а только ликвидирован.

Стратегия ликвидации — закрытие подразделения организации и распродажа его активов. Требуется к применению, когда работа бизнеса становится принципиально невозможной.